Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». В рамках внеурочной деятельности ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Во внеурочной деятельности создается своеобразная эмоционально наполненная среда увлеченных детей, педагогов и родителей.
Внеурочная деятельность – это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социокультурных ценностей общества через включение в общественно-полезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющая целью самореализацию личности во внеурочное время.
Уважаемые коллеги!
Давайте порассуждаем о возможностях организации внеурочной деятельности посредством отбора оптимальных технологий обучения и воспитания:
Как вы считаете, какие технологии обучения и воспитания на сегодняшний день наиболее эффективны?
Какие технологии обучения и воспитания в рамках реализации курсов внеурочной деятельности и программ дополнительного образования вы используете в своей работе?
В настоящее время, в свете модернизации образования и перехода на новые ФГОС, особое внимание уделяется развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий, т.е. применяемой педагогической технологией. К таким технологиям можно отнести игровую технологию.
Игра может быть включена в любой вид деятельности. Игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребёнок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, когда он полноправный субъект деятельности. Поэтому в процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их. Игра - не только развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Игра - это средство, где воспитание переходит в самовоспитание. Игровая деятельность помогает сплотить детский коллектив. Включаясь в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. Использование игр как средства воспитания стимулирует познавательный интерес ребёнка. Дети реализуют свои творческие возможности, а также получают новые знания в непринуждённой форме и закрепляют полученные.
Коблова О.Ф., учитель нач. классов МАОУ "Татановская СОШ"
Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС общего образования следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Так как реализуемый мной курс внеурочной деятельности имеет естественнонаучное направление, в своей деятельности я использую преимущественно технологию проектного обучения. Исходный лозунг основателей системы проектного обучения: « Всё из жизни, всё для жизни». Цель проектного обучения: создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.
Беляева В.Е.,учитель химии МАОУ "Татановская СОШ"
В Федеральных государственных образовательных стандартах начального и общего образования внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений между детьми (ученического коллектива). Она ориентирована на создание условий для неформального общения ребят из разных классов, возрастных категорий и учителя. Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания. Учащиеся должны быть вовлечены в такие формы внеурочной деятельности как: исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего "Я".
Незнанова Ольга Александровна, учитель географии МАОУ "Татановская СОШ"
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
В настоящее время широко применяются технологии обучения и воспитания, направленные не только на накопление знаний, умений и навыков, но и на всестороннее развитие личности ребенка.
Использование различных технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебно-воспитательного процесса, создает условия для смены видов деятельности обучающихся, позволяет реализовать принципы здоровьесбережения. На занятиях в объединениях дополнительного образования и внеурочной деятельности педагоги применяют следующие технологии: технология развития критического мышления, проектная технология, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, технология проблемного обучения, игровые технологии и другие.
На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения и воспитания, как традиционных, так и инновационных. На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д.
Оптимальным вариантом является сочетание педагогических технологий. Педагог-мастер использует в своей работе элементы нескольких технологий, применяет оригинальные методические приемы. Создание технологий и их применение невозможно без творчества педагога.
Косова О.В., учитель биологии МБОУ "Цнинская СОШ №2", Тамбовская область, Тамбовский район
Сегодня образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.
Инновационная деятельность предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. В рамках реализации курсов внеурочной деятельности и программ дополнительного образования я использую в своей работе следующие инновационные технологии:
- научно-исследовательскую деятельность, которая направлена на получение нового знания («открытие»), и о том, что можно сделать («изобретение»);
- проектную деятельность, которая направлена на разработку особого, инструментально-технологического знания («инновационный проект»);
- образовательную деятельность, которая направлена на профессиональное развитие субъектов определенной практики («реализация»).
Технология коллективной творческой деятельности широко применяется в дополнительном образовании школы.
В основе технологии лежат организационные принципы:
· социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых;
· сотрудничество детей и взрослых;
· романтизм и творчество.
Цели данной технологии:
· выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.)
· воспитания общественно-активной творческой личности и способствует организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.
Технология предполагает организацию совместной деятельности детей и педагогов, родителей при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.
Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию.
Широко используется игра, состязательность, соревнование.
Творческая деятельность разновозрастных групп направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость.
Учебные кабинеты создаются как творческие лаборатории или мастерские (физические, художественные и т.д.), в которых дети независимо от возраста получают начальную профессиональную подготовку.
Оцениваются результаты работы: похвалой за инициативу, публикации работы, выставки, награждение.
Ивлякова Т.А., зам.директора по ВР МБОУ "Цнинская СОШ № 2" Тамбовский район Тамбовская область
В своей работе использую технологию сотрудничества, так как немаловажными условиями формирования компетенций обучающихся являются сотрудничество, совместная деятельность обучающихся в паре или группе, а также сотрудничество обучающихся с учителем.
Детям предложила самим выработать правила работы в группе и требования к взаимоотношениям между членами группы.
После совместного обсуждения и обмена мнениями, составлен итоговый список правил, который одобрен всеми и принят в качестве основного “кодекса группы”.
Наряду с учебным сотрудничеством со сверстниками важную роль играет сотрудничество с учителем. Только партнерская позиция учителя может быть признана адекватной возрастно-психологическим особенностям подростка, задачам формирования ключевых компетенций обучающихся. Учитель выступает в роли организатора, сотрудника и помощника. Поэтому в своей педагогической деятельности руководствуюсь демократическим стилем общения. Работу с детьми осуществляю под девизом "Доверяй и сотрудничай".
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Действительно, в современной школе интерес к технологиям возрастает. На наш взгляд, идеальных технологий не существует. Каждая имеет свои "плюсы" и "минусы". Сегодня при выборе технологии обучения и воспитания педагогам следует изучать, насколько она отражает социальный заказ государства, как подразумевается передача социального опыта. При отборе технологий внеурочной деятельности необходимо, прежде всего, ориентироваться на их деятельностный характер: предоставляет ли она обучающемуся возможность проявить свою субъектную позицию, творческий потенциал, исследовательские начала. Поэтому целесообразными будут технология проектной деятельности, исследовательская технология. Несомненными достоинствами обладает технология образовательного туризма, которая активно применяется в Коелгинской средней общеобразовательной школе имени дважды Героя Советского Союза С. В. Хохрякова Еткульского муниципального района Челябинской области. Эта школа является федеральной инновационной площадкой, занимающейся формированием у обучающихся положительного имиджа профессий родного села средствами образовательного туризма. Реализация программ внеурочной деятельности основана на проектировании и осуществлении экскурсионно-познавательных маршрутов для обучающихся различных возрастных групп.
Алла Александровна Севрюкова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования.